НЕФТЯНЫЕ КОМПАНИИ НЕ ХОТЯТ КЛАСТЬ ВСЕ ЯЙЦА В ОДНУ

НЕФТЯНЫЕ КОМПАНИИ НЕ ХОТЯТ КЛАСТЬ ВСЕ ЯЙЦА В ОДНУ

НЕФТЯНЫЕ КОМПАНИИ НЕ ХОТЯТ КЛАСТЬ ВСЕ ЯЙЦА В ОДНУ ЭКСПОРТНУЮ КОРЗИНУ

У России, как у всякой страны, играющей хоть сколько-нибудь заметную роль на международной арене, внешняя политика напрямую связана с экономическими интересами государства. Ну или по крайней мере так должно быть. Очевидно, что в силу специфики отечественной экономики взвешенная политика экспорта нефти и газа для России – вещь жизненно важная.

В настоящее время, догнав и перегнав по объемам нефтедобычи Саудовскую Аравию, Россия все ближе подходит к серьезной проблеме – увеличить экспорт нефти за границу через старую трубопроводную систему будет практически невозможно: богатство просто «не лезет» в трубу. На повестке дня вопрос о строительстве дополнительных нефтепроводов, но для этого необходимо несколько десятков миллиардов долларов, которых нет в бюджете России.  Следовательно, нужно привлекать инвестиции и не малые.

Временно утихшая бурная дискуссия о том, куда же тянуть нитку нашей дальневосточной экспортной трубы вновь  возобновилась. Опять обсуждается вопрос куда же тянуть трубу, то ли из Ангарска в китайский Дацин, то ли из Ангарска в Находку – с выходом к Тихому океану и японскому рынку? Восточные соседи терпеливо следят за колебаниями потенциального российского партнера в выборе маршрута и время от времени предлагают завернуть все-таки к ним. На сегодняшний день последнее слово в изматывающем процессе уговаривания России принадлежит, пожалуй, японцам, они предложили беспрецедентно много, а именно: вложить $5 млрд. для  строительства нефтепровода Ангарск – Находка и $2 млрд. в освоение новых месторождений Восточной Сибири.

Но российская сторона соискателей определенностью не балует. В данной момент проекты сданы на государственную экспертизу, во время которой политики разных стран, видимо, будут еще и еще раз сверять свои позиции.

Другой экспортный прорыв Россия собирается осуществить, доставив нефть с месторождений Западной Сибири к незамерзающему мурманскому порту. Реализацию этого проекта готовит консорциум российских нефтяных компаний. Предполагается, что из Мурманска в Америку и Западную Европу ежегодно сможет уплывать от 80 до 120 млн. тонн нефти. Увеличение пропускной способности Балтийской трубопроводной системы (БТС) до 62 млн. тонн нефти в год, по мнению главы «Транснефти» Семена Вайнштока, позволит России вообще забыть о дефиците экспортных мощностей.

Однако строительство гигантских нефтепроводов «общего пользования» – это задача все же стратегическая, в то время как гибкость экспортной политики, способность диверсифицировать рынки сбыта стали вопросом конкурентоспособности каждой компании в отдельности уже вчера, и многие начинают решать эти проблемы самостоятельно.

Госкомпания «Роснефть», которую даже государственный статус не избавляет от общих трубопроводных проблем отрасли, например, объявила о том, что намерена связать все свои добычные проекты на Севере в единую систему, имеющую и собственные экспортные ворота.

Как известно, за последнее время «Роснефть» обрела контроль над несколькими активами, в частности компаниями «Северная нефть», «Полярное сияние», рядом месторождений в Западной Сибири, а также над Ванкорским блоком месторождений в Восточной Сибири, где через три-четыре года ожидается добыча 7–8 млн. тонн нефти в год (а на пике – до 15 млн. ежегодно). Причем весь этот объем будет экспортироваться.

Для этого создается сложная транспортная схема. Из Усинска сырье по трубопроводу будет доставляться до станции Приводино (Архангельская область). Там «Роснефть» за $23 млн. оборудует мощный нефтетерминал, а также построит нефтеналивную эстакаду и подъездные пути. Дальше нефть поедет на поездах до реконструируемой сейчас Архангельской нефтебазы (предполагается, что после модернизации за $15 млн. мощность нефтебазы возрастет до 4–6 млн. тонн в год). Потом следует погрузка на небольшие танкеры, которые поплывут к Мурманску и в акватории Кольского залива перельют свою нефть в танкер-накопитель. Корабли покупателей будут забирать нефть уже из этого большого танкера.

С Ванкорского блока месторождений нефть будет поставляться по магистральному трубопроводу в порт Диксон, где также будет оборудован терминал по перевалке нефти на танкеры. Из Диксона нефть также пойдет на танкер-накопитель в Кольском заливе.

С 2005 года танкеру-накопителю будут сдавать свою нефть и ледоколы, везущие сырье с Приразломного морского месторождения, на котором уже в будущем году совместное предприятие «Роснефти» и «Газпрома» – «Севморнефтегаз» – начнет устанавливать уникальную ледостойкую морскую платформу, оборудованную на предприятиях российского ВПК.

Обслуживать арктические шельфовые проекты «Роснефть» планирует силами специально сформированного собственного флота. Созданная в 2003 году «Северная морская компания» к 2005 году планирует построить 10 судов, способных работать во льдах, – это ледоколы, малотоннажные танкеры и суда экологического мониторинга.

По сути, экспортная инфраструктура «Роснефти» на севере страны выстраивается в рамках созданного компанией единого северо-западного технологического комплекса. И региональные производственные цепочки по добыче и транспортировке сырья – часть этой многоуровневой системы.

На другом направлении, дальневосточном, «Роснефть» также демонстрирует экспортную активность. В Находке реконструируется перевалочный пункт ОАО «НК «Роснефть–Находканефтепродукт». Его мощность доведут до 10 млн. тонн нефти в год. Планируется, что модернизированный терминал составит один производственный комплекс с еще одной недавней покупкой «Роснефти» – ЗАО «Восточный нефтеналивной терминал». Особенно актуальным этот проект представляется в свете перспектив трубопровода Ангарск–Находка, поскольку тогда портовые мощности «Роснефти» будут максимально востребованы и это даст серьезный толчок динамичному развитию экономики региона.